5 

П. Ковалевский

 Гришка Распутин

 Глава V

" ...И долго мне его паденья
Смешон и жалок был бы гул..."

Гул распутинского падения долго еще не замолкнет на Руси, так как судьбы этого исключительного по некоторым чертам своей натуры безграмотного проходимца тесно связаны c судьбами сперва самодержавной, задавленной и стиснутой под пятой Держиморды страной, a потом раскованной и свободной. Для того чтобы соблюсти известную меру субъективности, так как вопрос o Распутине теперь уже не вопрос политической борьбы и публицистики, a вопрос истории и психологии, приведем мнение o Распутине опального епископа Гермогена, теперь возвращаемого к работе.
    Гермоген был враг Распутина. По доносу последнего Гермогена уволили на покой. Тем не менее Гермоген отдает должное некоторым положительным чертам Распутина. Развратный образ жизни покойного и его пьянство епископ Гермоген отмечает как черты, слишком определяющие жизнь Распутина.
    Интересно, между прочим, то, что сам Гермоген признается, что и его, как и преосвященного Феофана, бывшего ректора Петроградской духовной академии, Распутин «обольстил». Они, Феофан и Гермоген, первоначально и выдвинули Распутина. По мнению Гермогена, в Распутине была «искра Божия» . Он обладал, по словам епископа, известной внутренней чуткостью, что Гермоген испытал и на самом себе. Распутин сумел так ловко играть в душевное сочувствие, что утешал Гермогена в его испытаниях. Этим-то Распутин и покорил Гермогена.
    Потом он и Феофан поняли, c кем они имели дело, и отшатнулись от Распутина. Но было уже поздно. Ловкий «старец» использовал их как свое средство к возвышению и потом им же, своим первоначальным покровителям, сумел отплатить злом и местью.
    B 1904 году Распутин появился у Феофана как странник. Феофан в то время состоял духовником многих высокопоставленных лиц в Петрограде и пользовался расположением высшего общества. Но жизнь среди мирской суеты не удовлетворяла Феофана, и он выдвинул, по словам Гермогена, вместо себя странника Распутина, как доброго старца и подвижника. Феофан же познакомил Распутина c Гермогеном, приехав с ним к последнему в Ярославское подворье в Петрограде.
    Не без изумления и ужаса заметил Гермоген в Распутине черты «похотливого характера», как выразился епископ. Распутин, по его словам, страдал неудержимой и напряженной похотливостью, сатириазисом. Свой похотливостью он увлекал женщин и пользовался среди них исключительным успехом. Пытаясь исправить Распутина, Гермоген читал над ним в храме молитву запрещения, приказывал ему отречься от тех действий, которые создавали ему успех и популярность в высшем обществе, гнал его назад в родное село Покровское.
    Распутин делал вид, что соглашается, но что только по уговорам высоких покровительниц не решает сдержать обещания. Между прочим, отговаривал его от отъезда и Илиодор, который также в дальнейшем сделался его смертельным врагом и подвергся опале, как и все враги Григория Распутина. Оставшись в Петрограде и делая свою карьеру, Распутин решил отделаться от докучливого морализирования и увещания Гермогена, который, по-видимому, мешал его карьере.
    И вот Распутин пишет кому следует донос, что Гермоген в сообществе со «старцем» Митей, находившимся c Гермогеном, и автором повести «Наше преступление» реакционным беллетристом Родионовым замышляют, на его, распутинскую, жизнь.
    Донос Распутина получил ход. Гермоген был уволен на покой, кроме того, его насильно выслали из Петрограда, не дав возможности дать свои объяснения в сферах. По мнению Гермогена, Распутин был деятельным. организатором хлыстовской секты, нашедшей для себя благодарную почву в русском высшем обществе, в котором хлыстовство вкоренилось довольно основательно. Слабый налет этой религиозности своеобразно смещался с культом животной страсти, и люди, якобы верующие, соединяют вожделение плоти c молитвой. Причинами влияния Распутина, кроме признаваемой в нем непосредственной силы внушения, епископ назвал еще такие примитивные, как запyгивание своими связями.

Кое-кто осмелился идти против всесильного временщика, надеясь на свои связи и занимаемое положение. Но ни епископы, ни губернаторы, ни князья не осмеливались восстать на царского любимца, входившего к жене и дочерям бывшего царя когда угодно и обходившегося c ними довольно фамильярно. Княгиня Васильчикова была выслана из Петрограда, Кауфман-Туркестанский также. Старый граф C. Д. Шереметев, близкий друг покойного Александра III, рекомендованный последним. Николаю в предсмертном завещании как друг и советчик, осмелился сказать Николаю правду o Распутине.
    —" Послушай, государь, моего совета,— сказал старик,—и удали Распутина. Никто так не подрывает престиж престола, никто так не подтачивает трон, как он, этот грязный мужик. Во имя чести династии и престижа престола удали его. B народе ходят слишком недобрые слухи."
    Бывший царь, сидевший c бокалом вина, побледнел и гневно ударил рукой по столу:
    — "Не касаться моей семьи. Присутствие Распутина при дворе — мое личное семейное дело."
    C тех пор граф Шереметев не появлялся при дворе.

С «врагами» Распутин справлялся при помощи своих высоких покровителей легко и скоро. A соратников и лакеев своих одаривал всячески. Штюрмер, Манусевич-Мануйлов, Протопопов, Вырубова и, наконец, знаменитая в летописях нашего «смутного времени» графиня Игнатьева c ее салоном,— таковы наиболее популярные из приспешников Распутина. Близость его к этим титулованным. авантюристам породила немало произведений сатирической литературы, которая долго ходила тайно по рукам и теперь получила возможность обнародования. Известная небольшая поэма, рисующая похождения Распутина в этом салоне:

 Как хорошо дурманит деготь
    И нервы женские бодрит.
    — Скажите, можно ль вас потрогать?
    Хозяйка дома говорит.
    — Ах, вы такой необычайный,
    Что я не в силах усидеть,
    Вы серхъестественною тайной
    Должны, наверное, владеть.
    B вас квинт-эссенции эротик,
    Вы страстный мистик по уму.
    Сложивши в дудочку свой ротик,
    Графиня тянется к нему.
    Она, как бабочка, трепещет
    B силках расставленных сетей
    И маникюр графини блещет
    На фоне траурных ногтей.
    B салоне тихо гаснут люстры.
    Мужик расчетливый и шустрый
    Ведет себя, как Рокамболь.
    Его пластические позы
    —Вне этикета, вне оков.
    Смешался запах тyберозы
    С ядреным запахом...
    И даже бедному амуру
    Глядеть противно c потолка
    На титулованную дуру
    И на бродягу-мужика.

 Не менее замечателен написанный вскоре после убийства и paспространившийся в Петрограде «Акафист новоявленному Григорию Новых, конокраду Распутину»:

 «О, Григорие, новый угоднице сатаны, веры Христовой хулителю, Русской земли разорителю, жен и дев осквернителю, того ради поносную смерть приявивший... Како воспоем и восхвалим тя, разве глаголюще сице: — Радуйся церкви Христовой поругание, радуйся синода оплеваине, радуйся Владимира (митрополита Московского) изгнание, радуйся Мaкария прозябение, радуйся Питирима взыгpание, радуйся Варнавы превознесение, радуйся Илиодора удаление, радуйся Гермогeна зaточение. O, радуйся, Григорие, великий сквернотворче... — Радуйся рассудка царева помрачение, радуйся царицы услаждение, радуйся царевича развращение, радуйся, Григорие, распутниче великий. — Радуйся Штюрмера обретение, радуйся Протопопова возвеличение, радуйся Саблера удаление, радуйся Самарина ниспровержение, радуйся Джунковского удaление, радуйся Андронинкова окрыление, Григорие, великий сквернотворче. — Радуйся таинственного пития взaлкание, радуйся блудных страстей взыграние, радуйся бесов служителю, радуйся ложа брачного осквернителю, радуйся жен совратителю, радуйся дев соблазнителю, радуйся, Григорие, распутниче великий. — Радуйся веры православной хулителю, радуйся хлыстов нaсадителю, радуйся пляски бесовской устроителю, радуйся казнокрадов начальниче, радуйся лихоимцев прибежище, радуйся, Григорие, великий сквернотворче. — Радуйся любострастия причина, радуйся лжесвидетeльства причина, радуйся хулиганов покровителю. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче. — Радуйся темных сил игемон, радуйся Русской земли злой демон, радуйся немцев оплот и прибежище верное, радуйся сатаны вместилище скверное. Радуйся, Григорие, великий сквернотворче».

 Мы нарочно приводим эти любопытные документы времени, в которых как бы сконцентрировано все то злое и темное, чего великим инициатором был у нас на Руси Гришка Распутин, прошедший неким черным столбом сквозь смуту и хаос переходного времени, когда ломался, трещал и в конце концов рухнул подгнивший режим рабства и насильно насаждаемого невежества. Вот еще «Кондак», сочиненный одним из анонимных публицистов и получивший не меньшую популярность:

«Избранный от всех мужей великий Григорие, Всей Руси стяжал еси смущение: дому императора явил еси развращение, Восторже темных сил: ими же бде водим и укрепляем. Враги, ныне видяще величие твое, ликовствуют, тем же ныне, смерть приявши, за поносные дела твои, дал еси нам надежду на враги одоление. Сего ради умильно вопием ти: Радуйся, Григорие, угодниче сатаны и России позорище».

Гришка Отрепьев и Гришка Распутин — два символических имени русского безначалия прежних лет,— и c той лишь разницей,что Отрепьев был символическим выражением русской вольницы-разбоя, восставшего на царизм во имя лозунга «земля помещичья» и опиравшегося на своего брата мужика. Распутин же также пришел от низов, но втерся в «верхи» и все свое благополучие строил на них, на этих одураченных верхах на их безумии, на их расслабленности умственной, волевой и моральной, на какой-то Вальпургиевой ночи хаоса и безначалия, обуявшей наши правящие верхи и подготовившей их гибель.
    История сохранит имя этого мужика, который не умел грамотно подписать своей фамилии, который грязными сапожищами взобрался наверх государственного правления и явил собой полное выражение того, к чему должен логически свестись режим безответственного абсолютистского правления.

Одно из любопытнейшиx явлений нашей психологии и быта, Распутин привлечет к себе взор в будущем пытливого историка, изыскателя человеческих документов, который на судьбе Распутина прочтет многое из психологии русского абсолютизма.
    Как это поучительно и характерно, что именно он, мелкий и подлинный хам, символизировал собой все направление политики внешней и внутренней отжившего режима и показал его c такой яркостью, обнажил его кулисы и интерьер так ярко, вьпукло и типично, что все тайное стало явным, что слепые прозрели и глухие услышали. И не он ли косвенный виновник того объединения протеста всего на Руси, которое помогло справиться c пpестyпным старым режимом и приблизить зарю русского политического и общежизненного освобождения?
    Вот почему Распутин попадет не только в историю русского самодержавия, но и в историю русского освобождения. Невольно некое орудие судьбы, он сделал все, что было в его силах, чтобы дискредитировать старый режим и повалить подгнивший трон самовластия, подготовляя тем самым эпоху народовластия.

 Ковалевский П. Гришка Распутин. М., 1922

ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

  Сто позиций любви на одном рисунке.

  Метод Огино предохранения от нежелательной беременности без противозачаточных средств.

  Д.Рубен.Все,что вы всегда хотели знать о сексе,но боялись спросить.

 5

Главная Содержание 1 2 3 4 5 НАЗАД
Сайт создан в системе uCoz