1 

П. Ковалевский

 Гришка Распутин

Глава I

В истории русского политического освобождения и крушения династии Романовых сыграл роковую и определяющую роль «старец» Григорий Ефимович Распутин, тюменский конокрад, поистине знаменитый авантюрист, распутник, пьяница и корыстный ханжа.
    «Властитель дум» петроградских влиятельных политических кругов старого режима, кумир сановников и дворцовых звезд, торговец награждениями, концессиями и государственными постами,— он, чья скандальная хроника подмыла грязью царский трон, был как бы брошен самим фатумом политических событий, чтобы довершить и привести к неизбежному все вздувающийся гнойник русской деспотии.

Основные черты биографии Распутина следующие: привлекался по делу o конокрадстве. Был приговорен волостным. судом к телесному наказанию. Устраивал хлыстовские моления и проявлял «телесное озлобление» в женских монастырях.
    И этот вор, конокрад, пьяница и развратник, надеясь на свои «исключительные данные» могучей физической организации и на признанную многими способность гипнотического воздействия, поехал в Питер, дабы, влияя на «слабый женский пол» высшего петроградского общества, сделать ту головокружительную карьеру, которая в начале его пути, вероятно, ему и не снилась.
   Проявления его гипнотического воздействия, обращенные целиком в сторону половых эмоций, дали ему уверенность в своей «силе», благодаря которой можно при известной ловкости дойти до «степеней известных». И хитрый авантюрист, звероподобный, бородатый мужик, грязный, нечистоплотный даже тогда, когда он купался в сотнях, тысячах, приехал в Петроград, дабы «благодать» его прикосновений осенила целый ряд высокопоставленных представительниц дворцовой аристократии.

Вначале, по выражению одного публициста, ему хотелось просто украсть сто рублей и есть c утра до вечера сало, как и известному анекдотическому хохлу. Денег, водки, пищи и женщин — вот чего надо было тобольскому конокраду.
   Но по щучьему велению фантастических и смутных судеб русской политической истории современности этот приехавший за сотней рублей хохол превращается в легендарную «темную силу», которая ворочает судьбами империи и является некоей могучей и реальной силой.
   Факт покровительства этому мужику женой бывшего царя Александрой Федоровной (Алисой Гессенской), приобретший неслыханно скандaльный оттенок, сразу поставил грязного авантюриста на страшную высоту при последних судорогах самодержавно-бюрократического режима. «Министры и епископы, князья и графы, бароны и баронессы» — все побежали на поклон к Распyтину, все преклонились перед новым. дворцовым фаворитом, все стукались лбами перед его сапожищами.
   «Старец», маскировавший воздействия своей гипнотической силы, специфически направленной на половую сферу, религиозными радениями и якобы мистическими бессмыслицами, оказался в центре петроградских великосветских интересов.
    По существу, очень малокультурные, готовые заинтересоваться любым. эффектным ритуалом теософического или сектантского шарлатанства, представители петроградской артистократии, все эти «титyлованные дуры», обладательницы салонов соединились с авантюристами и мошенниками чистой воды, которым интриги и комедии Распутина просто были выгодны для оборудования своих личных целей.
    И началась позорная и нелепая трагикомедия, в которой принимал участие двор и большинство представителей русского правительства и которая закончилась в конце концов убийством морочившего всех мужика и ниспровержением отжившего и прогнившего старого строя. Этот хитрый и прикидывавшийся простоватым. мужик, любитель баранины, денег,водки,женщин, дискредитировал идею бюрократического правительства и царизма так, как это не могли бы сделать все враги недавно торжествовавшего строя. Распутин втоптал в грязь навсегда для России абсолютизм и его прислужников, бюрократию. Вот в каком смысле он сыграл крупную роль в совершившихся великих событиях.

Кто же был и что представлял собой этот недавний всесильный временщик, сумевший объединить все живое в стране лютой ненавистью к темным силам реакции, влиявший на образ правления в стране, о котором иностранные послы писали длинные шифрованные телеграммы-доклады своему правительству, o котором русская цензура запрещала писать в газетах, перед которым пресмыкaлись и на задних лапках ходили министры,губернаторы и вся придворная камарилья, который в конце концов перессорил даже членов бывшей царской фамилии.
   Еще в начале 1907 года в селе Покровском Тобольской губернии, расположенном в восьмидесяти верстах от Тюмени, распространились слухи o появлении «святого». Кличка эта произносилась местными жителями сначала презрительно, но мало-помалу в отзывах стало появляться известное почтение. Крестьян особенно поражал образ жизни «старца». Летом, после зимней жизни в Питере, когда Распyтин приезжал в село Покровское,к нему вереницей тянулись высокопоставленные дамы,княгини,генерaльши и пр.
   Распутин одевал тогда свои старые вaленки, холщовyю рубашку, портки и в таком. виде щеголял по селу c надушенными, в модных шляпах барынями, которые под руку вели его в церковь, не стесняясь местных крестьян. Дамы заглядывали ему в глаза и величали его «святым отцом». На старых крестьян это шествие производило угнетающее впечатление. Они возмущались: какой это праведник, ежели он c бабами спутался...
    У Распутина в селе Покровском до сего времени живет отец. Есть y него и законная жена, женщина лет 48. У них трое взрослых детей, сын и две дочери. Прежде Распутин жил в селе Покровском в старом деревянном доме и имел небольшую ветряную мельницу, Y этой мельницы он потом собственноручно построил нечто вроде маленькой часовни c большим крестом. Прежде его обычным занятием были пьянство, дебош, драки, отборная ругань. Бывало, едет он за хлебом или за сеном в Тюмень, возвращается домой без денег, пьяный, избитый и часто без лошадей. Такая жизнь продолжалась до тридцати лет. Все это время среди односельчан он слыл за пьяного, развратного человека.

Перемена c ним произошла внезапно. Он вдруг резко изменил свое поведение. Сделался набожным, кротким, перестал пить, курить, начал бродить по монастырям и святым местам. Поводом к этой перемене послужила, говорят, одна поездка в Тюмень, куда он отвозил одного студента духовной академии, монаха Милетия Заборовского, который в настоящее время состоит ректором в Томской духовной семинарии.
   Милетий Заборовский произвел на него сильное впечатление и до конца имел влияние на его поведение. Через некоторое время Распутин отправился в путешествие и побывал на богомолье в Абалакском монастыре, в Верхотypье, Саровской пустыни, Одессе, Киеве, Москве, Казани и Петрограде. Возвратившись, он стал еще более богомолен, являлся на клирос раньше священника, истово крестился, бился лбом o землю до крови. Говорить он стал загадочно, отрывочными фразами, стал претендовать на пророчество и предсказание. Когда его o чем-нибудь спрашивали, он подолгу не отвечал, a потом. точно спросонья произносил несколько отрывочных бессмысленных фраз.
   Это юродство стало мало-помалу привлекать к нему внимание односельчан. Мужики, впрочем, больше смеялись над ним и презирали его, но бабы начинали верить, захаживали за советами. Вскоре, однако, по селу разнеслась весть, что зародился новый пророк-исцелитель, чтец мыслей, разгадыватель душевных тайн.
   Слава Распутина стала распространяться далеко за пределами села Покровского и соседних деревень. Приходили бабы, водя за собой кликуш, хромых, слепых, больных ребят. Пользуясь успехом y женщин, Распутин продолжал вести свою линию, часто удалялся в лес, устраивал там кресты, молился. В это же время увеличивается группа его поклонниц, которых он называл «сестрами». Они вместе с ним ходили в лес «молиться». B промежутках между молениями он обнимал их, устраивал неистовые пляски, заканчивавшиеся большей частью общим свальным грехом.
    B своем собственном доме он вырыл яму и уходил в нее на ночь спать и молиться. Это называлось y него борьба c дьяволом, которого ему, по его словам, удалось одолеть. Вслед за «сестрами» появились и «братья», уверовавшие в его внутреннюю силу. Среди них были Илья Арапов, крестник Распутина Николай и двоюродный брат его Распопов. Братья жили трезво, мирно и отличались трудолюбием.
    «Сестры» слушались его беспрекословно. Все они были по большей части молодые красивые девушки. Одну звали Катей, другую Еленой, третью Дуней. Среди них была еще одна, Александра Дубровина, дочь богатых родителей, здоровая красивая девушка, полная жизни. Она пошла c Распутиным в Киев на богомолье и вернулась оттуда совсем больной. Мать удерживала ее дома, но она всеми силами стремилась к «старцу». Распутин обращался c ней жестоко, мучил ее, истязал, но она твердила, что жить без него не может и, как бы ее ни удерживали, все равно она уйдет к нему. Вскоре она умерла. После смерти Александры Дубровиной к «старцу» пришла жить ее младшая сестра Ирина. И c этой случилось то же самое: она зачахла в несколько месяцев и весною 1908 года умерла. Эти приметы являются живой иллюстрацией того могучего воздействия на женщин, которым несомненно отличался покойный авантюрист.
   Крестьяне села Покровского жаловались на Распутина начальству, говоря, что он губит всю деревню, что девушки уходят от него испорченными и подбрасывают младенцев в каждую хату.

Слава o Распутине все больше и больше распространялась, и стоило ему куда-нибудь уехать, как к нему тотчас же со всех сторон летели письма и посланцы. B это время он бывал уже в Петрограде и получал оттуда раздушенные записочки гpафинь и княгинь. Записки эти читались грамотными односельчанами вследствие нескромности местного почтового чиновника. Получались телеграммы от архиереев, академиков, генералов и даже от покойного председателя Совета министров Столыпина. Но больше всего писали ему дамы света, часто заканчивавшие свои письма словами: «целую ваши ручки и ножки».
   B силу и в широкий свет он вошел в 1903-1904 годах. Случилось это после знакомства его c купчихой-миллионершей Башмаковой. Он встpетился c ней на богомолье. Башмакова только что похоронила мужа и сильно горевала. Распутин утешил ее. Она увезла его в Казань, познакомила c именитыми купцами. Из Казани он поехал c Башмаковой в Киев, потом. в Москву и, наконец, в Петроград. Здесь он был представлен отцу Иоанну Кронштадтскому и произвел на него, как говорят, большое впечатление.
   Распутин становится подлинной «известностью», к нему приходят за советами, его приглашают в салоны. Летом 1906 года он приехал к себе в село c большими деньгами, купил рояль, одаривал многих гостинцами. B это же время вспыхнула в нем старая страсть к вину. Но теперь пил он уже напитки барские: дорогие вина, коньяк, шампанское. Крестьян поражало неожиданное богатство. Распутин объяснял его своим неустанным богомольем. Прежние «сестры» в платочках исчезли, место их заняли петроградские аристократки, приезжавшие вместе c ним из столицы. Обращение его c женщинами было более чем свободное.
   После первого покушения на Столыпина Распутин был экстренно по телеграфу вызван в Петроград. Вторично он был вызван в столицу после убийства главного военного прокурора. Местные духовные власти стали смотреть на него несколько косо, подозревая его в образовании хлыстовской секты. Однажды, когда Распутин в компании Хионы Гусевой, покусившейся на его жизнь в 1914 году, одной курсистки и «сестры» находился в доме местного богача Свистунова, неожиданно явился на шумное пиршество Распутина миссионер Глуховской c настоятелем церкви Остроумовым. Они произвели допрос всех гостей.
    Были обысканы весь дом, кладовая, службы, комнаты. Искали каких-либо подтверждений и доказательства тому, что y Распутина происходят «радения». Ему самому был предложен вопрос, правда ли, что он ходит c «сестрами» в баню. Распyтин отрицал. Обыск и допросы не имели для Распутина никаких последствий, так как он немедленно пожаловался в Петроград. Духовный следователь в результате был переведен в другое село, самое дело было потушено.

 После этого Распутин переехал в Петроград и безвыездно прожил там целый год. Возвращался он в родное село лишь на короткое время. Летом 1914 года он отдыхал в своем новом, роскошно отстроенном. доме. K нему в гости съехалось из Петрограда несколько именитых женщин, в числе которых были сиятельные графини. Неожиданно для всех c ним случилась беда.
    Одна из старых его поклонниц, «сестра» Хиона Гусева, на улице вонзила ему кинжaл в живот. Рана оказалась тяжкой, но не опасной для жизни. Гусева едва не была убита на месте пoклонницами Распутина. От самосуда ее спасли прибывшие полицейские власти. На допросе Гусева показала, что мстила Распутину за поруганную честь и за обман. Гусева верила в его «святость» в течение долгих лет, но потом убедилась, что он просто развратный, сластолюбивый старик, соблазнитель молодых неопытных женщин.
   Дело против Гусевой было, однако, прекращено. Она была признана невменяемой и помещена в дом умалишенных. Гусева — сестра известного политического каторжанина Григория Зайцева, убившего в 1907 году в Петрограде городового и приговоренного за это в каторжные работы. B 1908 году он проходил по пути через тобольскую тюрьму и встретился c Распутиным в селе Покровском по просьбе сестры. Распутин передал Зайцеву полученные им от одной из поклонниц деньги. Зайцев отказался их принять, упрекая Распутина в развратном поведении и дурном влиянии на сестру. Последнюю Зайцев убеждал покинуть Распутина, уйти от него. Но Хиона Гусева тогда осталась верной «старцy», и только через несколько лет она вспомнила слова брата и решила убить Распутина.
   Второй раз на Распутина подготовлялось покушение известным авантюристом Ржевским в 1915 году. Дело это, как известно, привело лишь к тому, что Ржевский был сослан на поселение, a лица, вдохновлявшие его на покушение, потеряли свои высокие посты. После дела Ржевского Григорий Распутин был всегда окружен охраной, которая дежурила в его доме и следила за всеми приходившими к «старцу» и встречавшимися c ним.


ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

  Сто позиций любви на одном рисунке.

  Метод Огино предохранения от нежелательной беременности без противозачаточных средств.

  Д.Рубен.Все,что вы всегда хотели знать о сексе,но боялись спросить.

 1

Главная Содержание 1 2 3 4 5 ДАЛЕЕ
Сайт создан в системе uCoz